историческое село на Чусовой
Школа в селе Чусовом
Школа в селе Чусовом

Школа в селе Чусовом

Ранняя История

Церковно-приходская школа была построена приблизительно в 1884 году (теперь в здании бывшей школы находится «Дом художников»1). Об укладе жизни в церковной школе не осталось письменных источников, поэтому достоверно сказать, как была организована учеба в ней мы не можем. Однако по рассказам коренных жителей и по информации из школьного музея,2 мы можем восстановить некоторые сведения о ней.  

   В школу отдавали мальчиков с раннего возраста. В такой школе в первую очередь ценилось духовно-нравственное развитие, поэтому большое внимание уделялось богословским предметам; помимо этого мальчиков учили писать и считать. Преподавали там  священники, которые считались людьми образованными. Среди них был священник П. Надеждин и учительница А.В. Богданова.

Зарплату учителей и любые затраты школы составляли взносы родителей или попечителей. В церковно-приходской школе села Шайтанка попечительствовал Евстигней Иванович Голдобин— начальник сплавного каравана Шайтанского железоделательного завода.

Женское училище

Женское училище было открыто в 1896 году. На содержание выделялись деньги Шайтанского завода. В училище, как и в церковно-приходской школе преподавали Закон Божий и чистописание. Помимо этого девочки учились рукоделию и черчению. Со временем к школьным предметам стали добавлять курсы точных наук, а богословие постепенно перестали преподавать. Позднее, в 1917 году, вышел указ о борьбе с неграмотностью: все люди от 8 до 50 лет, не умевшие читать и писать обязаны были обучиться родному или русскому языку по желанию. Классы совместили, была открыта начальная школа (на современной ул. Октября).

Старая школа

В Советское время в селе Шайтанке (с 1941 в с.Чусовом) появилась школа номер 14, которая была в распоряжении колхоза. Колхоз был преуспевающим, имел стабильный доход и в нем работало много людей. Из соседних деревень, Волигово и Мартьяново, приезжали учиться дети, так как в соседних школах было всего 4 класса начального образования. Поэтому набирали по два класса «А» и «Б» по 20-25 человек.

Ну, школа была небольшая, а учеников было двести с лишним человек

Нина николаевна попова, бывшая ученица школы № 14 с. чусовое

Для приезжих учеников был построен интернат рядом со школой. По субботам и на каникулы дети могли поехать домой. Чаще всего в качестве транспорта использовали грузовики, которые ходили от леспромхоза из с. Стрелки. Иногда ходили пешком, вдоль реки даже по 40 км. Поскольку школа была восьмилетней, за дальнейшим образованием дети ездили (ходили) в с. Шалю.

Фотография начальной школы (1960-е гг)

Позже начальная школа осталась на Горе, а средняя переехала в бывшее здание часовни, где учились 6-7 классы. Там помещение было разделено фанерными перегородками на четыре класса.  

Вот на четыре разеделено здание фанерными перегородками. Вот четыре класса занимаются и все слышно, и ничего, не мешали.

Нина ивановна быкова, ученица, в последствии преподаватель школы № 14 с. Чусовое;

У школы было семь зданий, среди которых были спортзал и мастерские. Столовой поначалу не было, зато рядом был магазин (здание сохранилось), за 5 копеек там можно было купить плюшку. К 3-й перемене разогревали большой чайник на печке, в классе стоял бачок с водой. В школе были расставлены большие деревянные парты. Зимой топили печку, дрова для которой кололи ученики. А летом в небольшом огороде выращивали морковку и свеклу. В школе требовали строгую форму: у мальчиков были серые гимнастерки и фуражки, а у девочек — коричневые платья и накрахмаленные воротнички. Одежду шили сами из привезенных материалов: сатина, ситца. Школьные сумки шили из таких же лоскутков:

Тетради, книжки — всё, всё в этой сумке было. Потом дядька пришел, ну он не дядька, ну в принципе-то … вот мне сделал из фанэры сундучок<…> Типа портфеля: открывалась крышка, клались учебники <…> Животом ложились мы на эту сумку и катались, зимой-то.

Александр александрович сарафанов

Учеба в Чусовом

Об учебе в школе бывшие ученики вспоминают с любовью: не было плохих предметов или плохих учителей. В школе иногда засиживались после уроков пить чай и разговаривать. С особенным теплом говорят об уроках труда:

Попов Иван Селиверстович <…> он нас научил на трудах стругать, пилить; мы схему собирали, чтобы лампочка зажглась. Мы делали скворечники на трудах

В классах ученики между собой делились на звенья, то есть группы минимум по пять человек. В звене должен был быть руководитель, который бы следил за успеваемостью всех участников, потому как лучшие звенья отправлялись на пионерский слет в район. Помимо руководителя, в звене были обязательно знаменосец и барабанщик, который на парадах отстукивал вот такой ритм:

Помимо этого в классе обязательно были санитары, чаще всего, девочки. Они проверяли чистоту обуви, рук и воротничков перед уроками и носили повязки на плече с красным крестом.

К урокам готовились иногда вместе, иногда по отдельности. К этому всегда относились серьезно, потому что учителя были строгие. Если кто-то не успевал по программе, отличники тогда брали на себя роль учителей и подтягивали. В 14 лет заканчивали школу и дети уходили в колхоз на работу.

Занятия детей после школы

Конечно, все школьники заняты были помощью колхозникам: работали на сенокосе, ходили в ночное, мальчики помогали готовить силос.3 Траву вилами скидывали в силосную яму, затем туда сводили лошадь, на которой сидел мальчишка двенадцати лет. Мальчик крутился на этой лошади, утаптывая траву. Силоса нужно было много, потому как в колхозе было много конных дворов . Пасли коней тоже дети: вечером садились на лошадей и гнали в конскую «поскотину»4 . С собой брали картошку, чтобы жарить на костре. Пасли всю ночь, это и называлось «ходить в ночное». А утром пригоняли лошадей обратно. В сентябре первые три-четыре недели всегда посвящали сбору урожая в колхозе:

Начиная с осени ходили колоски собирать школьники, вся школа ходила с холщовыми сумками. Потом все это сдавали. Рожь, в основном. <…>Все покосы были —  рожь и сено.<…>Лет в двенадцать все вот такие пацанята участвовали в покосе.

Александр александрович сарафанов

Весной травы и сена не хватало. Старшеклассники, возвратившись после занятий, помогали с выпасом скотины. Все, у кого в семье были коровы, выгоняли их на улицу, и стадо шло вдоль пруда по речке Шайтанке, поднималось на овечью «поскотину». Там каждый пас свою корову. Осенью-зимой заготавливали дрова: поднимались вверх по Шайтанке, сбрасывали в речку срубленные деревья (речка тогда была глубже, чем сейчас), их выносило в верховье пруда. В пруду растягивали канаты, веревки и грунтовали плоты. Потом садились на эти плоты и жердями правили к домам.

Помимо полевых работ и учебы дети, конечно, развлекались. Играли в снежные бои зимой (в таких «боях» всегда было две стороны — дети местные и из интерната) затапливали ручьи весной, перед Рождественским постом ходили на калягу-малягу5. Даже в Советское время всегда отмечали Пасху, за вербой ходили в лес за рекой.

Во второй половине и последних десятилетиях 20 века, помимо учебы в школе, ученики много времени проводили на свежем воздухе. Учителя часто организовывали выезды в город или на природу. В большинстве случаев поводом для выезда служили многочисленные соревнования: по плаванию, легкой атлетике и беговым лыжам. Зимой и летом устраивали походы в соседние леса или сплавлялись по речке до с. Кын. Такие походы могли занимать неделю, в течение которой ученики жили в палатках и готовили на костре. Для того, чтобы ходить в походы, дети вступали в туристический кружок, сдавали нормативы и проходили медицинский осмотр.

Школьный музей

Школьный музей был открыт в 1958 году по инициативе Марии Викторовны Мезениной, получившей прекрасное образование в семье. В то время она работала учителем немецкого языка, ученики ее очень любили. Сама она была уроженкой Кирова (Вятки), дочерью священника. Когда в 1937 году начались гонения на священство, ее отец, чтобы обезопасить своих детей отправил их к знакомым и родственникам. Мария Викторовна попала в с. Мартьяново, позже переехала и стала учительницей в Чусовом. Она была очень предприимчивой женщиной. Ее муж, Варфоломей Мезенин , был учителем истории и тоже помогал в создании музея. ( Мария Викторовна настояла, чтобы он закончил институт и пошел работать в школу).

С ребятами такую идею выдвинула: напишем художникам уральским, что мы хотим создать здесь картинную галерею <…> А колхоз выделил «караванный дом», дом караванного… И было открытие музея.

Ираида Павловна Косинцева (урожд. Макурина)

В Чусовое сразу же начали поступать картины разных художников. Бóльшая часть музея была художественная, но была часть краеведческая: много дореволюционной утвари, одежды священников, икон, старых (царских) монет. Люди сами отдавали и приносили какие-то вещи на хранение, так, например, в музее появился шкаф-горка из семьи бабушки Светланы Васильевны Боднар. Два этажа Караванного дома были заняты экспонатами. Когда Мария Викторовна и Варфоломей Зиновьевич состарились и не могли следить за музеем, колхоз выделил ставку в 50 рублей для его работника.

Когда колхоз начал разваливаться, работники уходили и галерею перестали охранять. Замки сбивали, музей разворовывали. Только после того, как школа переехала в новое здание в 1996 году, оставшиеся экспонаты были переданы школе, где ое располагается и сейчас.

На сегодняшний день попасть в музей можно по предварительной договоренности с директором школы Светланой Ивановной Мезениной и хранителем музея Галиной Петровной Баглаевой. В нем хранятся картины со времени его создания и другие старинные предметы. Музей имеет богатую этнографическую коллекцию и залы, где расположена картинная галерея. Многое из этой статьи было написано благодаря сотрудникам школы и музея.

Новая школа

Новая школа , та, что занимает красивое двухэтажное здание в центре села, тоже носит четырнадцатый номер. Она была построена в 1996 году. В ней на данный момент учится 23 ученика, обучение учитывает индивидуальные особенности детей. Они показывают высокие результаты на ОГЭ, а закончившие 11 классов в Шалинской школе и на ЕГЭ. Помимо учебы, в школе часто проходят праздники, например День рождения школы (10 октября). В этот день ученики бегут марафон по улицам села. Также школа приветливо встречает всех чусовлян на общие праздники страны и Чусового.

Педагогический состав школы № 14 в 1998 году. Фото от местной жительницы.

Мы выражаем огромную благодарность всем, кто согласился поделиться с нами историей школы. Мы надеемся, что эта статья будет дополнятся новыми фактами и историями.

  1. Статья по дому художников ↩︎
  2. Статья по школьному музею ↩︎
  3. Си́лос — забродившая трава, шла на корм животным. ↩︎
  4. Поскóтина конская — место за Чусовым по дороге в с. Шалю, где пасли лошадей. Овечья — место для выпаса коров. ↩︎
  5. Калягà  — малягà  —  традиционный в Чусовом праздник заговенья перед Филипповским постом, когда колядовали шалили. ↩︎

Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *