историческое село на Чусовой
Бытование староверческих традиций в селе Чусовом
Бытование староверческих традиций в селе Чусовом

Бытование староверческих традиций в селе Чусовом

C 17 века гонения заставляли старообрядцев бежать подальше от центра страны: на Север и на Восток, к Белому морю, на Поволжъе и за Урал. Даже сейчас в некоторых уральских сёлах сохраняются религиозные общины, не признающие церковную реформу патриарха Никона — кержаки-часовенники1. Есть они и в селе Чусовом. Отличительной чертой староверов считается строгость и приверженность древним традициям. Но так ли это? Какие правила жизни дошли до нас спустя несколько веков, какие из них до сих пор бытуют в Чусовом?

Начать стоит с тех традиций и обрядов, которые проводятся в жизни человека редко: крещение, свадьба и похороны, знаменующие начало, расцвет и конец земной жизни.

Крещение

Ильинская (Вшивая) горка

Как написано в Символе Веры: «…исповедую едино Крещение во оставление грехов…». Для христиан этот обряд является началом новой жизни в согласии с Богом. Однако в различных конфессиях это таинство совершается по-разному. В православной традиции ребёнок, родившийся в воцерковлённой семье, обычно принимает Крещение на 40 день после появления на свет2. У староверов Часовенного согласия, живущих в Чусовом, ребёнка крестят тогда, когда наставник3 предложит родителям крестить чадо. Это может произойти как в первые месяцы после рождения, так и через пару лет. Вот что об этом говорит старожилка села:

«Здесь крестят не на сороковой день, а как получится: если есть кому крестить, то приедешь из роддома — и сразу крестят. Крещение даёт святость ребёнку.»

Имя новокрещёный получает согласно Святцам4. Порядок для мальчиков и девочек может быть разный:

«Парню даётся вперёд, а девчушке — и вперёд, и назад»

одна старожилка Чусового из семьи кержаков

«Парню даётся вперёд и взад: семь дней туда, семь дней сюда. Девкам — только вперёд»

другая старожилка Чусового из семьи кержаков

Такое противоречие можно объяснить тем, что респонденты родом из разных сёл Шалинского района Свердловской области и локальные традиции могут отличаться.

Само же крещение проводит не сам наставник, а человек, которого он благословил крестить других.

«- Без наставника крестили? Просто бабушки собрались?
— Нет. Там же наставник благословляет одному лицу, которое и может крестить…
— Понятно, то есть он [наставник] не сам крестит.»

Свадьба

Свадебный обряд у часовенников в Чусовом необычен. В отличие от православного таинства Венчания, у староверов существует обряд брачЕния: будущих супругов с молитвами благословляют иконой. В присутствии наставников матери брачАщихся водружают своим детям икону на голову. Вот что говорят о свадьбе старожилы села:

«В церкви венцы надевают, а у нас иконой благословляют. Сперва идёт женихова мать благословлять в путь-дорожку, а потом уже невестина. Брачат дома.»

«- Как брачат… Собрались, — нас три пары брачащихся было — приехал наставник, прочитал молитвы…
— Мама иконой нас благословила — икону на голову поставила, а икона у нас и сейчас стоит — Богородица Троеручица… Мама, пока мы молились, брак принимали, пирог испекла. Сели за стол, мама по стакану браги налила…
— Даже маленечко выпили по случаю.»

«Сыновьёв-то благословляли Николой-святителем, а дочерей Богородицей»

«Раньше вот свадьбу как играли, да так было весело: девишники отмечали, свадебные песни пели неделю; кто вышиват, кто шьёт, вяжет (приданого готовили невесте)…»

Похороны

Похороны один из самых хорошо сохранившихся обрядов староверов часовенного согласия: к сожалению, члены общин постепенно отходят в мир иной, а значит, их проводы происходят часто. Однако это даёт нам подробное описание этой традиции. Здесь приведём те случаи с описанием, о которых нам поведали в диалоге жители села (просили не использовать имен в статье):

«- Вот умер человек дома, что делают?
— Обмоют. С головы с затылка начинают и всё Кресты ставят: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный помилуй нас» — и вплоть до ног, на каждый суставчик «Святый Боже, Святый крепкий», и тихонько начинают одевать.
— С головы?
— С головы. У N-ной свекрови золовка умерла, обмывали — так начинали с головы с головы и всё. Потом тихонько одевают: сперва рубаху, потом саван, потом венец обязательно…
— Венец и мужчине и женщине… А голова женщины покрыта?
— Если они были брачены, значит надо ещё сороку сшить — это как чепчик с хвостиком…
…Саван-то одевают, а потом — пелена. Три креста делают: крест на груди, крест на животе, крест на ногах, а потом руки и ноги свяжут и потом разрежут — это у всех так.»

«Хоронили как обычно. Сделали гроб, саван — наши хоронят в саване — шьют из белого полотна саван, одевают его [покойника]: сначала надевают рубашку белую, потом саван сверху, пеленают, покрывалом закрывают, венец на лоб надевают, подорожную в руки дают; лестовка, подорожная — это всё.
— А лестовка это что?
— Это то, с чем молятся. По ступенькам.
— Как по лествице!
— Да. У вас чётки, а у нас лестовка. Так вот потом отпевают, молятся вечерню, отпевают утром и всю ночь, закрывают, прощаются все при отпевании — всё.
— Подорожную в правую руку дают?
— В правую, а лестовку — в левую.
— А лапти какие?
— Лапти липовые.»

«- Вот умерла N и все собрались кто по старой вере, так?
— Все-все.
— И из села другого приехали?
— Были. Много грамотных было, человек восемь было, грамотеев таких очень хороших.
— Которые знали службу?
— Всю службу. Служба-то ведь большая.
— А сколько длится?
— Десять раз отмолились и всё. Вот у нас например: часов в шесть начинают молиться и часов до восьми молятся. Потом отдохнут и часа в два снова начинают, и до самого утра, часов до восьми утром.
— По каждому покойнику так служат?
— Если кто хочет так. По нашей вере.»

При этом далеко не все усопшие хоронятся именно так. Существуют исключения, которые красноречиво описывают представления староверов о благочестии. Например, службу не служат о тех, кто не успел исповедоваться и причаститься перед смертью.

«…А если ты умер без покаяния, или ты запился или повесился — никакого тебе моления нет. Даже если ты из староверов. Тогда молятся только Уару, мученику Уару о без покаяния умерших. Уару можно молиться, а так — нет.»

«Если ты на исповеди был, Причастие принял, тогда за тебя молятся.»

Традиции в повседневной жизни

Далее речь пойдёт о том, что в быту совершается часто — чуть ли не каждый день. О том, как и кому люди молятся, о богослужениях и о ярких проявлениях «старой веры».

Молитвы в быту

Люди, хранящие в Чусовом дух дониконовского православия, очень трепетно относятся к чтению молитв. Хотя в молодости времени на молитвы не всегда хватало, сейчас за молитвой они могут провести весь день. Ниже приводим фрагменты интервью, участники которого просили не использовать в статье их имена:

«- Когда молодые были — почти вообще не молились. Как на работу пойдёшь — только «Господи, прости, благослови,» — и всё, «Господи Исусе» — молитву сотворишь.
— Когда молодой — меньше вспоминаешь…
— Так некогда! Некогда. А то в пять часов встанешь-то, усвищешь, лягешь спать в двенадцать-то часов — да какое тут моление…»

«Мы сейчас каждый день молимся. Если сейчас начать читать — ну, к вечеру закончим.»

Молитвы читают на пробуждении и на отходе ко сну, перед приёмом пищи и после нее — это закладывается ещё в детском возрасте.

Молятся разным святым, но особо почитаем Святитель Николай. При этом примечательно и почитание разных чудотворных икон Богородицы.

«Богородица одна — а молиться много…»

Старожилка-староверка

Особое отношение к Псалтири

Один из экземпляров этой книги, хранящийся в доме у чусовских староверов

Пообщавшись с местными жителями, придерживающимися старой веры, можно обнаружить, что из многих книг Священного Писания выделяют именно Псалтирь (или, по произношению староверов, Псалтырь).

«- А Псалтырь у вас есть?
— Есть.
— По кафизмам читаете?
— Когда получится — так и всю Псалтырь читат. Мы два дня Псалтырь читаем — за день-то его трудно одолеть. Часов восемь-девять читаем… Вот когда читаем Псалтырь — ещё когда свекровь жива была — вот она придёт и говорит: «а вот давайте почитаем Псалтырь» — так с мужем за день читали Псалтырь!»

выдержка из интервью с семейной парой староверов, живущих в Чусовом более пятидесяти лет

Богослужения

Так как старообрядцев в самом селе не так много, службы в Чусовом не проводятся — да и собственной часовни верующие здесь не имеют. Конечно, в селе есть православный храм, но предпочитают собственную службу. Она проводится в селе ниже по течению реки Чусовой — в Старой Утке (поселок Староуткинск). Её проводит наставник- опытный мирянин, руководитель общины.

«- Мы в прошлом году ездили на Паску на службу — так столько народу было, даже на улицу выходили. Душновато было — ведь свечи ещё горят, так ещё и люстру спустили: Христа встречать начали, канон петь — и люстру спустили. Там на люстре шестнадцать свечей и каждый ещё по свече держит.
— А у вас люстрами называют? А у нас паникадила — с греческого «сто свеч».
— А у нас шестнадцать. А кадильница у нас другая — у вас поп ходит-машет, а у нас коротенькая с ручкой.
— А у вас разве не ходят, не кадят?
— Как же не кадят? Кадят. Не размахивают. Ну и кадят только святые образы — а так-то чего нас всех-то кадить…
— А зачем люстру спускают?
— Её маленько пониже спускают.
— Но это в определённый момент службы?
— Вот как большая служба идёт — тогда спускают, например, на величание Богородицы. Там низко не то что бы — конечно выше людей.»

Старожилка из Чусового, посещающая богослужения

О других традициях

Помимо всех вышеперечисленных, есть и менее существенные, но тоже достойные упоминания особенности жизни старообрядцев.

Добрая традиция совместной работы — «помочей» — также сохранялась. Приглашавшие на «помочи», конечно, кормили помогавших. Но не все участвующие в работе ели из предложенной хозяевами посуды: те, кто «вышли из помешки», имели отдельную посуду.

«- Посуда в помешке и не в помешке, что это значит?
— Это значит что если мы молимся с супругом отдельно, получили прощение, сходили на исповедь, все грехи сдали, всё честь по чести, то мы вышли из помешки, и у нас отдельная посуда, мы уже со всеми из общей не едим. И молятся те, кто вышли из помешки, первым Крестом — когда крестятся на службе, они первыми крестятся.»

Также эта раздельность посуды распространялась и вне круга староверов — раньше старообрядцы имели отдельную посуду для гостей, а если из неё её ели православные, то её могли и разбить. Однако в наше время такая закрытость встречается реже.

Ранее у старообрядцев были и свои внешние признаки, по которым можно было точно определить, что человек относится к этой вере. У мужчин, конечно же, этим признаком была и остаётся борода. Женщин же отличала всегда покрытая платком голова. На сохранившихся фотографиях это зачастую шерстяной платок, заколотый булавкой почти под подбородком.

Сейчас эти отличительные черты постепенно меняются: женщины ходят с покрытыми головами, а мужчины носят бороды, но настолько строго это правило не соблюдается. Те самые шерстяные платки теперь надеваются только для молитвы.

— Говорят, что местные женщины, что по старой вере жили, носили бурые платки и закалывали их булавкой под подбородком…
— Мы когда молимся — также закалываем. И мама и бабушка так ходили.
— А они так всегда ходили или только на моление?
— На моление. А ведь по нашей-то вере женщина, если она в браке, то вообще без головного убора не должна ходить.
— На людях не должна ходить?
— Вообще и дома.»

местная жительница-староверка

Заключение

Спустя сотни лет гонений и обособления у приверженцев старой веры сложились собственные отличительные особенности жизни. Какие-то традиции остались сохранными, какие-то в силу разных событий изменились. Заглянув в обыденную жизнь кержаков вы можете увидеть, как особенности их мироощущения, так и их духовную силу. В наше время многие из них готовы рассказать о том, что ранее никогда не выходило за пределы общины. И в селе Чусовом такие хранители древних обычаев с радостью поделятся с вами своей историей, которой гордятся и стараются сохранить.

Сноски:

  1. Старообрядцы Часовенного согласия (они же кержаки) — приверженцы одного из течений религиозной группы старообрядцев. Относятся к согласию «беспоповцев» — не имеют священнослужителей. Богослужения проходят в часовнях — отсюда название. Кержаками их называют по первым скитам иноков этого течения на реке Керженец в Нижегородской области. ↩︎
  2. Также существовала традиция крестить младенца на восьмой день. Крещение ребёнка на 40 день обусловлено тем, что после родов мать ребёнка считается «нечистой» и присутствовать в храме сможет через сорок дней, когда священник над ней прочитает специальную очистительную молитву. Если ребёнок слаб, или если Крещение можно провести без матери, ребёнка могут крестить раньше — в современной православной церкви эта традиция постепенно размывается, хотя и ранее крещение не строго было привязано к какому-то дню ( А. С. Пушкина, например, крестили на 12 день). ↩︎
  3. Наставник — самый авторитетный человек в общинах часовенников, выбранный всеми старообрядцами общины, совершающий обряды, исповедующий общинников. Выполняет роль духовного руководителя в общине, но священного сана не имеет. ↩︎
  4. Святцы — церковная книга с календарем, в котором указываются дни памяти всех святых. ↩︎

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *