историческое село на Чусовой
Инок Ефрем
Инок Ефрем

Инок Ефрем

Инок Ефрем занимал особое место в старообрядческой иерархии уральских беспоповцев начала XVIII века и обладал немалым влиянием среди других староверов. Упоминания о Ефреме встречается в сохранившемся отрывке сочинения Мирона Галанина1 «История про древнее благочестие», которое является самым древним сохранившимся документом уральских старообрядцев.2

Имя Ефрема в миру —  Елисей Яковлев, сын Поляков. Он родился в конце XVII века и происходил из дворцовых крестьян села Данилово Костромского уезда. В 1695 году бежал в Москву и прожил там около 10 лет, после этого попал на Керженец. В 1710-х годах принял постриг в Вяземских лесах под именем Ефрем. В 1720-е годы появился на Вятке (ныне г. Киров)3. В 1735 поехал в Тобольск для организации побегов старообрядцев, арестованных в результате действий В. Н. Татищева против старообрядцев-беспоповцев. Там был арестован сам и содержался в Тобольской крепости, откуда совершил успешный побег. В 1736 году был повторно арестован из-за показаний его двоюрдной сестры, старицы Евпраксии, данных под пытками, чей неудавшийся побег он организовывал. В том же году сбежал и, скрываясь от преследования, с помощью помогавших ему демидовских приказчиков уехал на Урал.4 В 1738 году принял схиму под именем Ефимий. Могила отца Ефрема (схимника Ефимия) расположена на Вятском кладбище в селе Чусовом. Это место почитается старообрядцами как святое. Каждое лето они собираются на моление в день памяти Ефимия 24 июня. 

Над захоронением растет высокая сосна. Весной 2024 года ее вершину сломало ветром, и это считается предвестником дурных времен. 

Отца Ефрема просят о здоровье, благополучии, приносят к могиле денежку или конфету. До 1930-х годов к нему привозили женщин из соседних деревень излечиваться от кликушеств5

Жители села Чусового называют Ефрема по-разному: отец Ефрем, Ефимий, Ефрем Сибирский, святой, инок, химик. Последнее имя особенно примечательно. В 1738 году Ефрем под именем Ефимий принял схиму, высшую монашескую степень, требующую максимально аскетичного образа жизни. Со временем «схимник» заменился на «химика» из-за похожего звучания этих слов.

Источники и примечания:

  1. Мирон Галанин (1726—1806) — известный старообрядческий деятель и писатель. ↩︎
  2. Духовная литература староверов востока России XVIII – XX вв./В.И. Байдин, Н.Н. Покровский. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999 ↩︎
  3. Белобородов С. А. Староверы горнозаводского Урала: страницы истории согласия беглопоповцев/часовенных XVIII – начала XX в.: монография / С. А. Белобородов, Ю. В. Боровик; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Лаборатория археографических исследований. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2017. — стр. 69-70 ↩︎
  4. Покровский Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в.. — Новосибирск: Наука, 1974. — стр. 89-101 ↩︎
  5. Кликушество – болезнь, сопровождающаяся истерическими припадками, причину которой видели в одержимости бесами.  ↩︎

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *