историческое село на Чусовой
Воспоминания о Великой Отечественной войне
Воспоминания о Великой Отечественной войне

Воспоминания о Великой Отечественной войне

Великая Отечественная война потрясла всю Россию. И в Чусовом с ее началом жизнь очень поменялась. Некоторые жители села поделились с нами воспоминаниями о тяжелых событиях 1941—1945 годов и о том, какой след они оставили в истории семей.

Дата начала войны, судя по всему, совпала с празднованием дня Ивана Купала в Чусовом. Село было охвачено всеобщим весельем, когда на страну обрушилась весть о войне:

Когда война началась, мы бегали на Шайтане, резвились, и все весело было. Потом, как объявили войну, мы побежали к родителям, они тоже праздновали в избе на берегу, в своём доме.— Что вы! Война началась, а вы песни поете

Александра Матвеевна Бережная

Мы тогда двадцать-то первого <…> такой праздник был, столько народу гуляли, и вот… война. У меня брат говорит: «Все, мама, давай котомки, завтра нас уже провожать будут. Вот как, по телефону (сообщили — прим.ред.) <…> с района сразу приехали — (объявили — прим.ред.), что война <…>

Фаина Федоровна Аксентьева

По словам Фаины Федоровны Аксентьевой и Алевтины Васильевны Поповой (дочери Фаины Федоровны), в селе Чусовом не было голода, потому что людей кормил колхоз.

На счету колхоза был налог — урожай сдирали во время войны, но председатель умел так работать…

Фаина Федоровна Аксентьева

У председателя колхоза, Александра Авдеевича, были неучтенные земли (“елани”), благодаря которым удавалось прокормить население. Во время войны никто из села не рассказал про эти “незаконные” земли, потому что “Авдеич”, как его называли односельчане, использовал их для обеспечения едой народа. Жители Чусового до сих пор отмечают, что именно благодаря колхозу в военное время в селе не было такого страшного голода, как в других селах и деревнях, и с благодарностью вспоминают Александра Авдеевича.

Остальные деревни в округе голодали, потому что там у них выгребали, если знаете историю, подчистую.

Алевтина Васильевна Попова

Несмотря на развитый колхоз, жители села, его работники, все равно столкнулись с трудностями военного времени. Александр Александрович Сарафанов рассказал, что в войну те школьники, у кого в семьях не пекли хлеб, питались жмыхом из шелухи сена, предназначенным для кормления коров.

Женщины вот этот жмых втихаря уносили домой. Вот ребятишки потом в школу придут — по куску жмыху…  Столько зубов было поломанных!

Александр Александрович Сарафанов

На улице, где проживала семья Сарафановых, было 4 дома, в которых жили одинокие вдовы, потерявшие мужей на войне и не способные прокормить себя. Мать Александра Александровича выпекала хлеб, и дети относили его к домам голодающих, в том числе несли его и к вдовам.

Александра Матвеевна Бережная тоже рассказала, что в войну люди голодали:

Жили в войну, всяко было. Всего наелись: хлеба мало давали, дак двести грамм хлеба давали на силовика. Один раз двенадцать дней не было хлеба. Всякой травы наелись, траву ели…

Александра Матвеевна Бережная

По словам Ираиды Павловны Косинцевой, в военное время от голода умерла одна женщина:

Только один человек умер от голода, да и то, потому что она ни к кому не обратилась. Дело в том, что люди держали коз, коров, садили огороды.

Ираида Павловна Косинцева

Хлеб в военные годы приходилось печь особенный:

Терли картошку, закваску сами делали, <…>, добавлялась мука, заквашивалось, и вот, пекли из этого. <…> Я только помню, что эти калачи не так поднимались, <…>, а растекались. Но казалось тогда вкусно…

Ираида Павловна Косинцева

Фаина Федоровна сказала нам, что через их село не проводили пленных немцев, однако Александр Александрович Сарафанов вспомнил историю о том, как один немец просил хлеба у их семьи:

“Хлеб не всегда был, хлеб выпекала (мать прим.ред.). И я сидел на печке, мне было четыре года, где-то около четырех лет. И через нашу деревню, я только не знаю, не помню, в которую сторону, гнали пленных немцев. Один зашёл к нам, <…> и он предлагал фуфайку, ватник свой, за булку хлеба. И мать сказала, что хлеба нету. А я сидел на печке: «В руках нету, вон хлеб-то на полке лежит». И потом мне за то, что вот это я сказал, что хлеб есть, значит, вот мне попало. За то, что, дескать, отца убили, ещё и хлеб.

Александр Александрович Сарафанов

Конец войны не облегчил жизнь сельчан: многие мужчины ушли и не вернулись, кто-то остался инвалидом. У Александра Александровича Сарафанова погиб отец, когда ему было только 3 месяца:

Военный был мой отец родной. Он финскую войну прошёл, вернулся оттуда со званием старшины, здесь вёл в школе военную подготовку, учил воевать. Был старшиной <…> Пришёл с финской, женился на моей матери и сразу же пошёл (на Великую Отечественную прим.ред.)

Александр Александрович Сарафанов

Еще Александр Александрович рассказал про сыновей Федора Лукояновича, его дедушки:

Самый старший сын Фёдора Лукояновича, он воевал на Халкин-Голе, получил ранение в обе ноги, одну ногу ампутировали и уволили. Вот он пришёл с одной ногой. <…> Мне лет шесть-семь было, ему вторую ногу ампутировали. И он без обеих ног, на культяпках… Дрова пилил, колол, на рыбалку ездил, на этих ползал до лодки. Димитрий, второй сын <…>, он машинист поезда. Всю войну на поездах провел. Третий — мой отец, он погиб. Четвёртый сын, Павел Фёдорович, его забрали в семнадцать лет, <…>, он попал в воздушно-десантные войска в парашютисты, дошёл до Венгрии, там был ранен, вот, снаряд под ним разорвался. Вот он умер, у него в ступнях… осколки так и не могли вытащить, ничего, туда-сюда бродили. И он всю жизнь проходил в валенках, значит, и в огромных галошах. Потому что больше ничего — ни туфли, так и лёгкие сапожки — ничего не мог носить…

Александр Александрович Сарафанов

Отец Фаины Федоровны был убит 24 декабря 42-го года, могила находится на Мамаевом Кургане. Алевтина Васильевна подробно рассказала, кто из семьи воевал:

Дед Леша у нас дошел до Берлина, вот, в 41 году. У него не было одного глаза, но его все равно забрали, он ездовым (был — прим. ред.). Если имеете представление, что такое ездовой — это лошадь, это пушки, это снаряды… Прошел всю войну. Еще один ее дядя младший (дядя Фаины Федоровны — прим.ред.), Ленев Виталий Сафронович, того забрали в 42 году. Он был глухой до войны. Его забрали и отправили в Новосибирск. Его там вылечили, и войну он закончил в Кенигсберге, в разведке. У нас с обеих сторон воевали, и достойно воевали. Вот у моего отца брат младший, он ушел на фронт добровольцем. Это когда танковый корпус Уральский организовывали, <…>, ему было шестнадцать лет в 42 году, он себе добавил два года. Он ушел добровольцем, был связистом. И дед мой, как папин отец, тот тоже на фронт ушел в 41 году, прошел всю войну, и он тоже был связистом.

Алевтина Васильевна Попова

По словам Ираиды Павловны Косинцевой, из жителей села с войны не вернулось 250 человек. Над книгой Памяти, в которой будут опубликованы все сведения о погибших и вернувшихся участниках Великой Отечественной войны в настоящее время работает краевед и учитель Чусовской щколы Галина Петровна Баглаева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *