историческое село на Чусовой
Кладбища Чусового
Кладбища Чусового

Кладбища Чусового

Из-за отсутствия вплоть до последних лет устойчивого моста между берегами, кладбища в Чусовом исторически располагались и по одну,  и по другую сторону реки Чусовой. Сейчас в селе три кладбища: Вятское, Зарецкое (на Могильном камне) и Сылвенское.

Кладбища издавна обустраивались по краям села, и жители Чусового старались строить дома подальше от них. Жить окнами на кладбище считалось дурной приметой.

«Дом старый, вот там на берегу, где стоит тополь, он стоял, и мама сказала, что там жить не будет, вид на кладбище потому что [дом стоял у пруда с окнами на Вятскую горку]»

Нина Ивановна Быкова

Вятское кладбище

Вятское кладбище расположено на Вятской горе. Раньше оно было только старообрядческим, но в советское время там хоронили всех. Название кладбища объясняется тем, что рядом с ним проходит дорога, по которой из Вятки ( Кирова) везли рабочих.

“Вот это Вятское. Почему оно Вятское? Потому что с Вятки рабочих своз(и)ли, и оттуда у нас название сохранилось Вятская гора”

Марита Михайловна Сарафанова

Можно также предположить, что свое название кладбище получило из-за кержаков, у которых один из путей бегства с Керженца проходил через Вятку1.

На Вятском кладбище было когда-то больше всего мраморных надгробий. Мрамор доставляли из села Мраморское. Один демидовский управляющий заказал своей дочери мраморное надгробие, его отправили по Чусовой на барке, но оно затонуло около села Каменки. Еще из села Мраморского привозили надгробия-пеньки, делать которые местных мастеров, как считается, научили приглашенные итальянские специалисты. По одной из версий, такие надгробия ставились, когда род прекращался, но Екатерина Андреевна Антонова нашла пенек на могиле у своего прадеда, имевшего сыновей. На Вятском кладбище сохранилось такое надгробие. 

За время существования Вятского кладбища мраморные надгробия несколько раз разрушались. По воспоминаниям Нины Николаевны Поповой, их дробили и давали коровам как добавку к корму, когда у них не хватало минеральных веществ. А потом, как рассказывает Екатерина Андреевна Антонова, ближе к двухтысячным годам, их ломали хулиганы. 

На Вятском кладбище расположена могила отца Ефрема, почитаемого старообрядцами.

Могила отца Ефрема на Вятском кладбище. Надпись на табличке: «о. Ефрем»

Кладбище у церкви

Раньше вся территория, расположенная от дороги у озера до следующего забора вверх по улице, была церковной землей. При церкви было кладбище, и на нем хоронили священников и уважаемых людей. Когда церковь разрушили, а на ее месте построили клуб: кладбище пропало. 

“Когда вот это все разравнивали, клуб строили, там могилы вырывали, а потом даже кости, черепа, это все в пруд [бросали], и когда купались, там находили. В общем, благодарные потомки [иронизирует]»

Марита Михайловна Сарафанова 

У церкви осталась только одна могильная плита времени Шайтанского завода.

Надпись на камне в правом верхнем углу: “Помилуй нас”( утрачено начальное слово молитвы «Господи»)
Надпись на основном куске камня: “Иоанна Осиповна Голдобина скончавшаяся ?? ноября 1871 года от роду ?? год” 

Можно предположить, что Иоанна Осиповна Голдобина была родственницей Евстигнея Голдобина, легендарного караванного, чей дом до сих по стоит в селе Чусовом.

Кладбище на Могильном камне

Кладбище находится в конце улицы Калинина на Могильном камне. Называется Зарецким, потому что находится за рекой, в районе Зарека.

В отличие от Вятского кладбища, здесь есть ограда.

Когда сюда приехали дети, которых удалось вывезти из блокадного Ленинграда, несколько из них умерло, и их похоронили на Зарецком кладбище.

За рекой хоронили не только местных жителей, но и тех, которые пришлые здесь, у которых ни роду нет, ни племени.

Евгения Георгиевна Вершинина
Вид на Зарецкое кладбище и реку Чусовую сверху

Рассказывают, что когда во время гражданской войны бойцы Красной армии пришли в село, пять белогвардейских офицеров прыгнули с Могильного камня в реку Чусовую. Старожилы связывают название камня с этой историей.

Сылвенское кладбище 

Насылвенское или Сылвинское, кладбище находится в полукилометре от границы села Чусового (обозначенной крестом). Некоторые жители совсем мало знают об этом месте. Насылвенским кладбище называется так из-за своего расположения около дороги на село Сылву.

Одна из  версий происхождения названия кладбища заключается в том, что во время Гражданской войны, когда село в очередной раз перешло от красных к белым, по дороге на Сылву отступали бойцы красной армии, множество из которых было убито и захоронено именно там. 

Как еще рассказывает Галина Петровна Баглаева: при расширении улицы Русакова было обнаружено много старых захоронений, которые решили перенести на Сылвенское кладбище.

Захоронения вне кладбищ

Могила безымянного красноармейца

На другой стороне реки от Могильного камня, выше по течению, под Шайтан-камнем расположен памятник и могила красноармейца. На брошюре в школьном музее села Чусового, где представлены все памятники в селе, о которых заботится школа, написано:  “Памятник неизвестному красноармейцу на берегу реки Чусовой под камнем Шайтан. В 1918 году, убегая от белогвардейцев, молодой солдат Красной Армии выбрался на камень. Когда в него начали стрелять, он, убитый, упал вниз [c Шайтан-камня]. Памятник поставлен в 1961 году учащимися Чусовской восьмилетней школы.”

Могила и памятник двум красноармейцам

Там, где улица Октября отходит от улицы Урицкого, похоронены двое убитых в Гражданскую войну жителей Чусового и стоит памятник. В тексте таблички есть небольшая неточность. Отчество Леонтия Плюснина — Федотович, а не Федорович.

Текст таблички: «Здесь захоронены земляки, погибшие в годы гражданской войны: милиционер — Плюснин Леонтий Федорович. Красногвардеец — Пермин Авдей Харитонович»

За оградой кладбища

Некоторых людей нельзя было хоронить на территории кладбища по церковным и народным представлениям. Могилы самоубийц и некрещеных выносили за кладбищенскую ограду. Их закапывали неподалеку и не ставили крестов или других опознавательных знаков. Такие захоронения были рядом с каждым кладбищем. Иногда там хоронили и скот.

“Дальше через лог кладбище опять, но там хоронили скот и тех, кого нельзя было на кладбище обычном хоронить <…> кто сам себя порешил, кто там еще какие-то были. И вот это кладбище, там ни крестов, ничего не ставили”

Ираида Павловна Косинцева

Источники:

  1. Староверы горнозаводского Урала: страницы истории согласия беглопоповцев/часовенных XVIII – начала XX в. : монография / С. А. Белобородов, Ю. В. Боровик. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ↩︎

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *